Конспект обучающего семинара Альбрехта Мара в ИКСР, 14-16 февраля, Москва 2008, www.mostik.org

3 формы совести:
1. личная
2. коллективная (системная)
3. интегральная

Личная совесть – управляет нашей принадлежностью к группе. И ее мы можем чувствовать. Мы чувствуем себя хорошо, когда наша принадлежность гарантирована.

Коллективная совесть следит за тем, чтобы группы сохраняли свой состав.
Чтобы в группу входили все члены (в частности исключенные).
Она следит за тем, чтобы исключение членов имело очень тяжелые последствия.

Интегральная (духовная) совесть выходит за границы противоречий.
Это пространство, где добро и зло теряют свои противоречия.
Законы совести Б. Хеллингер назвал порядками – «порядками любви».

А. Мар использует понятие «законы природы».
Учеба расстановкам - есть изучение порядков и приобретение навыка открывать эти порядки другим.

Системность и феноменология.
Существуют феноменологический и конструктивистский подход.
Пример конструктивистского подхода:
Произошла катастрофа. И потом человек стал богат.
Следовательно – катастрофа – это хорошее событие для человека.

Феноменология означает ориентацию на существующую реальность.
Не мы конструируем смысл, а мы его выявляем и находим.
Феноменология не судит, а просто воспринимает.

Системность – ориентация на глубокую взаимосвязь всех элементов системы и в конечном счете всего сущего.
Это позиция радикальной включенности.

Сделать расстановку - это означает перевод многомерного пространства судеб других людей и связь с ними в трехмерное пространство расстановки.
И это пространство мы можем воспринимать как осмысленное.
Мы можем воспринимать пространственное расположение фигур.
Расстановка – это трехмерная структура.

Динамики в расстановках.

1. Травмы:
- прерванное движение любви
- несчастные случаи
- заброшенные дети
- сексуальное насилие
Травма – это то, с чем Душа не может справиться.

2. Участие в страданиях других членов системы или перенятие их на себя.
Например: Мать ребенка тяжело больна и ребенок начинает болеть вместо мамы. Он говорит: «Лучше я, чем ты. Я уйду за тобой».

3. Участие в вине или перенятие вины.
Это происходит, если с виной не справляются на том месте, где она произошла.

4. Идентификация с исключенными.
Когда кто-то исключен из системы – другой вынужден его в систему возвращать.

5. Призвание.
Вопрос: «А для чего я здесь? Какой я могу внести вклад?»
Если игнорировать этот вопрос, то может возникнуть ощущение беспокойства и пустоты.
Это нельзя получить от родителей, супруга или детей.

Все эти пять динамик всегда смешиваются определенным образом.

Техника – это искусство перевести знание и ощущения в ориентированную на решение для клиента практику.

1-й шаг: мы помогаем системе выразить любовь, которая в ней присутствует.
Мы знаем, что за страданиями всегда присутствует любовь, которая не может найти прямого выражения.
Мы помогаем проявиться «темной» любви. Мы помогаем ей выйти на свет.

2-й шаг: Чтобы изначальная любовь нашла лучшее проявление. Лучший путь – это путь, который поддерживает жизнь.

5 техник:

1. Поддержание развития феноменологического пространства.
Не суди!
Все должно получать равное доброжелательное внимание.
Присутствующая группа получает уважение быть свидетелями, которые просто воспринимают.
Возможность группы – не судить – имеет огромное значение для работы.

2. Считывание пространственных значений и использование возможностей, заключенных в пространственных перестановках.

3. Разрешающие слова и фразы.

4. Ритуалы – подтверждение действовать или подкрепление истины, осуществляемое телесно.
Например – поклон.
Поклон означает: «Да, это так. Я ничего не могу изменить».
Поклониться можно и перед самим собой.
Расстановка – это возврат чужого.
В расстановке нужно, чтобы что-то в нас стало действительностью.

5. Нужно найти некоторую форму практики, чтобы реализовать полученное в расстановке.
Например: клиент должен в представлении видеть полученное в расстановке. До звонка «нелюбимой» маме сначала нужно представить образ мамы из расстановки.

Когда расстановка закончена нужно посмотреть – к какой практике она может прийти.
Но это должно идти изнутри клиента.

А Мар считает, что Душа – это не научное понятие.
Это понятие, которое можно наблюдать.
Как боль.
Есть ее научное объяснение, но есть и ощущение боли.
Душа определяет то, как я чувствую и то, как я действую.

Ребенок думает: «Моя мать больна. Если я заболею, то она выздоровеет».
Ребенок видит Судьбу как субстанцию, которую можно с кого-то снять и взять на себе.
Это ранний инстинкт.

Один ребенок обычно несет все за всех.
Но поэтому он и раньше становится самостоятельным.

Заместитель – это какая-то часть Души человека.
При расстановке клиент встречается с частью себя.
Иногда это самое важное.

Знание, которое раскрывается в ходе расстановке и так уже есть в нас.
Просто оно выходит на поверхность.

Расстановка одновременно происходит в четырех пространствах:

1. Пространство расстановки (поле расстановки).

2. Внешний круг присутствующих. Иногда кто-то из сидящих чувствует, что просто вынужден вести себя определенным образом. Это значит он попал в поле расстановки. Пришедшему переживанию практически невозможно противостоять.

3. Люди, которые присутствуют на расстановке. Люди, которых замещают. Если кто-то из участников системы будем против А. Маар обычно не делает расстановку. ОН направляет клиента спросить у противника работы, что нужно сделать, чтобы он согласился?

4. Само техническое пространство расстановки.

ЧАСТЬ 2

...Самая главная верность – это верность самому себе.
Это самая сильная связь.
Насколько ты верен себе самому - настолько ты надежен для других....

Невозможно жить, когда есть ощущение, что сзади все темно и плохо.
Сзади – это в родительской семье.

Ситуация с абортом разрешается только тогда, когда женщина становится богаче в своем сердце, чем была до расстановки.
Это качество затрагивает других.
Тогда вина превращается в новое качество жизни.
Если аборт остается за скобками внимания, то женщина чувствует, что ничего хорошего в жизни не заслуживает.

Замещающие восприятие – способность что-то знать о других людях не обладая какой-либо конкретной информацией.
В повседневной жизни замещающие восприятие отфильтровывается сознанием.
Замещающие восприятие в основном это телесный феномен: напряжение, боль, тепло.
Именно благодаря замещающему восприятию мы говорим о «знающем теле».

Вечный вопрос: «На сколько достоверно замещающее восприятие»?
«Нарушается ли замещающие восприятие моими личными чувствами как заместителя»?

Когда ты вошел в расстановку – все эмоции и чувства НЕ твои.
Они являются эмоциями и чувствами кого-то другого.
Ты становишься средством для передачи, а весь твой личный опыт используется.

Схема восприятия:
А – объективная реальность – заместитель чувствует и ощущает то, что в действительности чувствует член системы (замещаемый).
В – Образы и представления, которые есть у клиента.

Заместитель воспроизводит образы клиента, когда какую-то роль играет вина.
Например от какого-то родственника идет обвинение к клиенту (мнимое). «Ты плохая».

Техника избавления от представлений.
Клиент закрывает глаза руками.
Ведущий говорит: «В твоих ладонях – все представления о … (называется конкретный член системы)».
Затем ведущий просит клиента опустить руки и оставить в них все свои представления.
И просто посмотреть на заместителя члена системы без представлений.

Часто представления об умерших никак не соотносятся с реальностью.
И суть терапии – развеять «представления» и позволить клиенту увидеть реальность.
«Представления о чем-то» - это твердая как сталь действительность.
Но не вся действительность.

Если расстановка не приводит к ясности, то важно не пытаться что-то улучшить.
Лучше оставлять вопрос открытым.
Так эффект после расстановки гораздо сильнее.
И группа не должна давать никакие советы.

Не каждая расстановка может быть ясной и законченной.
И это надо воспринимать спокойно.
Это не ошибка расстановщика.

Техника выхода из роли после расстановки для заместителя.
Если заместитель остался в роли, то он сначала должен встать и еще раз это прочувствовать.
Потом отойти, развернуться и посмотреть на то место, где он только что стоял.
На этом месте можно представить себе человека, которого ты замещал.
Можно сказать «Теперь я тебя знаю. Твои чувства я с уважением возвращаю тебе. Возможно, я смогу взять какой-то опыт для себя».
Можно сделать поклон.
И потом осознанно сделать шаг назад уже только как ты сам.

Виды совести:
Личная совесть – это совесть, которую мы чувствуем. Это орган, который контролирует нашу принадлежность к группам (семья, коллектив).
Страх потерять принадлежность – один из самых сильных.
Страх остаться в одиночестве.

Три области личной совести:
- Область связи
- Баланс между «давать» и «брать»
- Ценности и правила системы

Область связи – влияние других людей на нашу жизнь. Если влияние велико, то мы чувствуем сильную связь.
Если что-то ставит связь под вопрос, то возникает глубокий страх, как страх смерти.
Если человек не знает своих родителей, то вопрос «кто мои родители?» равносилен вопросу «кто я?».
Не важно на сколько они хороши, важно кто они такие.
Если мы отвергаем своих родителей, то мы отвергаем себя.
Баланс между «давать» и «брать».
В семьях в ответ на полученное возникает желание что-то отдать в ответ.
Если в паре дает только один, то она распадается.
Если в паре кто-то причиняет другому боль, то тот, которому больно, должен разозлиться.
И потребовать что-то от обидчика.
Старшим детям родители давали, пока младших не было. Поэтому старшие могут давать младшим, а они брать.

Системная (коллективная) совесть.
Ее задача следить за полнотой группы.
Она идет от маленьких групп, когда им нужно было бороться за выживание.

Каждый член системы имеет равное право на принадлежать к ней.
Если кто-то оказывается исключен из нее, то коллективная совесть следит, чтобы этот человек оказался снова включенным.
Его начинает замещать другой член системы.

Иерархия.
Первый – должен быть признан таковым.
Соблюдение порядка – важный стабилизирующий фактор.
Первое место – не означает, что ты лучше. Оно означает: от того что ты находишься здесь, мы можем быть здесь.

Интегральная (трансцендентальная, спиритуальная, духовная) совесть – это сила, которая ничего не ищет, где нет дуальности.
Интегральная совесть – это не моральное или системное требование. Это движение Духа.

У каждого есть просто родители – люди без оценок с нашей стороны, которые подарили нам жизнь.
Это родители «без тени».
И есть родители, которые участвуют в переплетениях.
И эти родители иногда бывают совершенно запутавшимися.
Например: отец без своего отца может пытаться сына сделать своим отцом и вести себя с ним как ребенок.
Часто дети соглашаются на это роль. И потом идут с ней по жизни.
Решение для взрослого человека- понять, что ты можешь не подчиняться.
Важно сказать родителям: «Я больше Вам не подчиняюсь и таким образом я Вас чту».
Это говорится родителям «с тенью».

Вся мудрость ответа на расстановку есть в клиенте.
Мы можем испытывать нетерпение, но к клиенту это не относится.

Пары – отношения в паре.

Потребность мужчины в женщине и наоборот – пусковой механизм жизни.
При работе с парами нужно исходить из позиции, что я ничего не знаю.

Схема пары:

1 и 2 – родительские системы партнеров. В них есть свои законы и порядки.
Один из порядков: родители дают детям жизнь, а дети принимают ее.

У человека нельзя забрать его Судьбу.
Чужую Судьбу на себя взять нельзя.
Дети могут только уважать Судьбу родителей.
И понимать, что ребенок имеет свою Судьбу, неидентичную родительской.

Мужчина и Женщина к моменту своей встречи подходя с уже очень большим количеством опыта.
И каждый при встрече надеется, что ему удастся разрешить в отношениях то, что не удалось разрешить ранее.
Влюбленность – надежда на разрешение.
Я встретил ту, которая поймет мои желания и поймет меня без слов. Не будет ставить никаких условий.
Влюбленность – важный шаг для начала отношений.
В ней много иллюзий.
И когда они исчезают наступает критический момент.
Каждый не дает другому то, чего ему так не хватало.
И наступает разочарование.

3 и 4 – отношения, которые были у партнеров ДО их встречи.

При новой встрече желательно, чтобы из предыдущих отношений падал свет.

Дети в новых отношениях будут напоминать о предыдущих исключенных отношениях (партнерах) в случае их наличия.

5 – новое пространство отношений.
В нем есть:
Сексуальные отношения – это сила, которую невозможно связать или? укротить.
Это та энергия, которая следит, чтобы жизнь продолжалась дальше.
Отношения «давать» и «брать». (некоторые женщины счастливы тем, то только? дают. Для отношений это смертельно.
Важно обходится с этими отношения сознательно.
Повседневная совместная жизнь. В ней есть большой вызов к? собственным изменениям, при этом не обижаясь и не злясь. В рутине совместной жизни есть опасность скуки. И она может привести к тихому расставанию.

В Германии уже существует системное венчание.
Каждый партнер прощается со своей семьей и просит принять себя приветливо семью супруга.
Потом каждый партнер прощается со своими прежними партнерами.
И лишь только потом новые партнеры поворачиваются друг к другу.

Партнерские отношения не живут только ради самих себя.
Совместное бытие не должно быть самоцелью. Оно должно служить чему-то большему.
Важно уделять этому внимание.
Часто люди пытаются разрешить это за счет внешних обстоятельств.
Но природа человека ориентирована на постоянное развитие.
Отрицание – означает страдание.

Если у клиента есть несколько запросов одновременно, то спокойно можно начинать с любого. Остальные тоже проявятся, ибо Душа едина.

В браке партнеры могут развиваться с разной скоростью. Часто женщина в духовном плане развивается быстрее. А мужчина говорит «и так все в порядке». И тогда женщина чувствует вину, если продолжает развиваться.
И в конечном итоге женщине приходится следовать за своим внутренним голосом.
В конечном итоге это служит партнерским отношениям.(хотя в реальности они могут разрушиться).

Самая главная верность – это верность самому себе.
Это самая сильная связь.
Все остальные связи могут быть нарушены.

Насколько ты верен себе самому- настолько ты надежен для других.

Эгоизм вырастает из сильного страха.

Самая сильная интервенция у ведущего – состояние «я не знаю».

Решение находится и идет из самой расстановки.
Оно не живет в голове ведущего или не возникает там.

Часто позиция «я не знаю» - очень неприятна для ведущего. Ибо хочется все знать. И ведущий не всемогущ. После удачной расстановки не нужно много о себе воображать.

 
 
 
 
 

 

Туловский Иван Сергеевич

Выпускник Института Консультирования и Системных Решений (ИКСР).

Базовое образование - техническое (н/в).

Связаться со мной:

ivant_p@inbox.ru