Тезисы с семинара Гуни Баксы, июнь 2008, проводимого ИКСР в рамках модуля учебной программы по системно-феноменологическому подходу и системным расстановкам.
www.mostik.org

Немного истории
Гуни Бакса по образованию психолог и психотерапевт.
На первом семинаре Хеллингера она была в 1979 году.
В то время Б.Х. еще не говорил про расстановки. Он занимался групповой динамикой и первичной терапией или терапией первичного крика.

В расстановочной работе часто возникает вопрос – является ли эта работа инструментом или искусством?
Если это инструмент, то им можно просто овладеть.
Если искусство, то есть что-то еще.
И в начале Б.Х. говорил, что научиться нельзя.
Но делать может каждый, кто чувствует, что может делать это.
А. Мар считал, что этому нужно еще и учить.
Что у людей должно быть много опыта.
А. Мар считал, что Б.Х. забывает, сколько собственного опыта было у него перед тем, как он начал заниматься расстановками.
(Б.Х. в тот момент было 60 лет).
И этот вопрос «что есть расстановки?» все время висит в воздухе.

От клиента ведущий получает поручение на работу.
В нем сформулированы не только проблема, но и цель.

В расстановке мы не очень много спрашиваем.
Чем меньше информации у заместителей, тем больше они должны присутствовать в своих чувствах.

Импульс
Иногда в расстановке нужно дать клиенту импульс – каким может быть путь. И попробовать достроить расстановку – как может быть.
Но можно завершить и там, где расстановка отображает – как есть сейчас.
Метафора из биологии: как нервы знают, куда им нужно расти в эмбрионе?
Откуда система знает – куда ей надо развиваться дальше?
Эмбриологи обнаружили, что растущему нерву посылается импульс – куда расти. Как свет в конце туннеля.
Мы, как расстановщики, можем показать Душе, что вот он Путь. Как бы наметить его.
В дополнение к первичному запросу клиента.
В расстановке подается «электрический импульс». Т.е. направление – куда дальше может идти поиск клиента.

Если вопросы в области отношений детей и родителей идут от родителя – то мы ставим родителя и его ребенка.
Это корректный запрос.
И мы работаем с переплетениями.
Но мы не занимаемся личной жизнью взрослого ребенка.
Запрос от взрослого ребенка о больной матери – Гуни Бакса не стала бы принимать. Она обычно переформулирует такой запрос так: что нужно в этой ситуации именно ребенку?

Магическое мышление ребенка: Если ребенок возьмет чувства матери на себя – то мать сможет от этого освободиться. Если я буду это проживать, то я помогу матери.

Самое большое искушение для помощника – попытка очень быстро найти решение.
В тот момент, когда я, как ведущий расстановку, чего-то хочу – я уже не в расстановке.
И замедление помогает прийти к той точке, где мы чувствуем, что нас что-то зовет из поля или нас что-то охватывает, и где я отступаю от желания что-либо сделать.
Бывал ли у Вас когда-нибудь момент в расстановке, когда Вы не знали что делать?
Слава Богу!
И если смочь выдержать этот момент, то интервенция идет из другого пространства.

Ведущему не нужно все время быть в поле расстановки.
Но пока мы учимся – полезно периодически чувствовать, что делается в поле – перемещаясь по нему и подходя к заместителям.

Почти в каждой расстановке есть «поворотный момент», когда ведущий не знает, что делать дальше.
И именно из этой точки приходит глубинное решение.
Часто мы испытываем потребность побыстрее уйти из этой точки, ведь я должен «все уметь».
В начале работы Ваши расстановки могут терять силу.
И нужно признавать, что Вы просто учитесь.

4 уровня поклона:
• склоняется голова
• склоняется корпус
• человек садится на колени
• человек ложится на пол

Поклон имеет несколько смыслов:
• Согласие с судьбой, родителями
• Уважение, выражение признательности
• Разделение с чем-то

В расстановке нужно, чтобы клиент понимал контекст поклона, который он делает.
Поклон делается для того, чтобы что-то случилось в Душе.

 
 
 
 
 

 

Туловский Иван Сергеевич

Выпускник Института Консультирования и Системных Решений (ИКСР).

Базовое образование - техническое (н/в).

Связаться со мной:

ivant_p@inbox.ru