- Дорогой, жена нашего сына гуляет!
- Это ЕГО проблемы.
- Но гуляет-то она с тобой!
- А это МОИ проблемы.
- А мне-то как с этим жить?
- А это - ТВОИ проблемы.
(Анекдот)


Расстановка – это практический метод групповой работы, позволяющий быстро и наглядно увидеть глубинные причины и истоки многих трудных, волнующих или неприятных житейских ситуаций и найти правильное решение для каждого конкретного случая. В его основе лежит ЛЮБОВЬ.

О чем ЭТО?

Системный подход рассматривает человека как часть единой живой системы (его семьи, рода, рабочего коллектива, нации), а не отдельную единицу без роду и племени.

Каждая такая система обладает своей структурой, иерархией и порядком взаимоотношений между ее членами.

Главная задача любой системы – выживание и развитие. Именно как целой системы.

Базовой системой для любого человека является его родительская семья, в которую входит он сам, его мама и папа.

Каждый человек несет в себе всю информацию о своей семье, своем роде и племени. Эта информация заложена в гены.

Основным чувством, с которым маленький человек появляется на свет – это абсолютная и безусловная любовь к его матери и отцу. Оно заложено на биологическом уровне. В раннем детстве эта любовь может вообще не осознаваться как отдельное чувство. Но оно позволяет ребенку существовать в этом мире и развиваться в нем.

Ибо каждый человек - это биологическое продолжение своих родителей. И если мы не любим их, то мы не сможем полюбить и себя.

В современной жизни очень часто чувство любви к родителям, потребность в них прерывается на самых ранних стадиях, и уже взрослые люди могут испытывать к папе и маме целую гамму чувств, которая очень далека от слова ЛЮБОВЬ.

И тогда мы неосознанно начинаем искать замену среди людей из текущей жизни для папы и мамы. Нам нужно чувствовать их любовь к нам и нашу к ним.

Это может быть муж или жена, друг или подруга, коллега по работе, хобби.

Мы требуем от них любовь еще и еще, и удивляемся, когда не получаем искомое.

Так разрушаются многие отношения, в которых мы от чужих людей ждем то, что не смогли получить от своих родителей. Ибо у них нет этого для нас.

Другой стороной функционирования семьи и рода как системы является то, что иногда мы из любви к своим родителям или родственникам начинаем играть роли важных или значимых для них людей. Чтобы помочь своим родным нести что-то тяжелое или страшное. Разделить их судьбу. Облегчить им жизнь.

И тогда человек лишается своей жизни и начинает проживать чужую.

Например, ребенок из бессознательной любви к матери может начать «замещать» или играть роль ее рано умершей сестры, по которой та скорбит всю жизнь.

И тогда мать в дочке видит свою сестру, а дочка видит в матери равную себе сверстницу.

Отношения в такой паре могут быть очень теплые, но дочка лишается мамы, а мать дочери. И, по сути, девочка в таких отношениях остается без мамы.

При этом эмоции, которые испытывает мама к дочери, и требования, которые она к ней предъявляет, могут быть полностью неадекватны и продиктованы взятыми ролями.

Еще одним правилом функционирования семейных систем является такое: ни один элемент не может быть исключен из системы или забыт в системе. Такое правило позволяет системам выжить успешнее.

В применении к семейным системам это значит, что ни один из членов рода не должен быть забыт или не уважен, несмотря на любые поступки или обстоятельства его жизни.

В повседневной жизни часто бывает, что про некоторых своих родственников мы стараемся умалчивать или не помнить. Например, об отцах, которые бросили детей с матерью, пьяницах и наркоманах, убийцах и самоубийцах, просто о тех людях, поведение которых нам кажется недостойным.

Но когда в семье есть «забытые» члены рода, в силу закона существования систем более младшие члены рода берут на себя и повторяют судьбу «изгнанных» или «забытых» родственников. Они делают это для всей системы, но расплачиваются за это в своей жизни.

В каждой системе между всеми ее членами существует взаимообмен.

Дети получают жизнь и воспитание от родителей и передают ее дальше.

Родители в этих отношениях дают, а дети берут.

И нет возможности детям отплатить родителям за подаренную жизнь.

Ее можно только передать дальше – своим детям – это и будет лучшая плата для родителей.

В партнерские отношения мы приходит уже взрослыми людьми.

Мы в них сами даем и сами получаем.

И мы вместе с партнером передаем накопленное дальше – своим детям.

И не должны требовать от них платы за их рождение.

Их рождение – это наш подарок своим родителям.

Если же мы не можем в силу каких-то причин свободно брать у своих родителей, то нам нечего будет и передать детям.

И тогда мы можем начать требовать от партнера или от детей то, что не дополучили у своих родителей. И тогда они станут нашими родителями. Из любви к нам. Но на сколько их хватит? И сможем ли мы от них получить то, что они нам дать не могут?

В рамках системного подхода считается, что в каждой системе есть ЛЮБОВЬ И ПОРЯДОК. И когда порядок (законы функционирования системы) нарушен, то всей силы любви не хватит, чтобы его восстановить. И она уйдет, как вода уходит в песок.

Метод расстановок позволяет наглядно, в трехмерном пространстве, увидеть – как и что действует в реальной системе конкретного человека. И восстановить правильный порядок.

Тогда ЛЮБОВЬ может свободно течь между членами системы, а не уходить на восстановление нарушенного порядка.

Как ЭТО выглядит на практике?

Расстановки – это групповой метод работы.

Обычно группа состоит из 15-20 человек и ведущего.

В нее входят:

  • клиенты – люди, которые хотят найти решения для каких-то своих жизненных ситуаций (например, восстановить отношения с мамой, партнером);
  • заместители – люди, которые готовы участвовать в работе для клиента;
  • гости – люди, которые хотят просто посмотреть на работу.

Работа строится следующим образом.

Все рассаживаются по кругу на стулья, место ведущего и клиента чуть выделено от остальной группы. В центре круга остается свободное пространство.

Клиент озвучивает ведущему свою ситуацию (запрос), и что он хочет получить от работы.

В случае необходимости ведущий задает клиенту дополнительные вопросы.

Когда ведущий получает всю необходимую для работы информацию он говорит клиенту, с какой частью его системы и какой именно системой будет происходить работа.

Например, клиент хочет восстановить отношения с родителями.

В зависимости от истории клиента ведущий может предложить выбрать заместителей для самого клиента, его реальных папы и мамы из числа присутствующих на группе людей.

Т.е. для работы клиента и его родителей будут замещать выбранные им люди из группы. Далее клиент располагает или «расставляет» заместителей в свободном пространстве в соответствии со своими чувствами.

Т.о. в пространстве расстановки возникает образ семьи клиента, как он его видит, визуализированный благодаря заместителям, которые замещают реальных людей. Это позволяет в физическом пространстве с помощью живых людей создать трехмерную модель жизненной ситуации клиента.

Далее ведущий предлагает дать некоторое время, чтобы заместители смогли вчувствоваться в возникший образ.

Чудо системного подхода.

Заместители, находясь в образе клиента, начинают чувствовать и переживать эмоции, которые чувствуют реальные люди из семейной системы клиента.

Они чувствуют страх, боль, обиду, гнев, радость, любовь, безразличие по отношению к другим участникам расстановки.

И их чувства зависят от места, где они стоят, и от других членов системы клиента, которые их окружают.

В рамках системного подхода это объясняется включенностью каждого члена системы в общее информационное (морфогенетическое) поле. И возможностью знания одного члена системы о другом в масштабах всего человечества.

Именно то, что заместители могут чувствовать эмоции замещаемых ими живых родственников клиента, позволяет сделать видимым то, что существует между разными членами системы.

Далее, ведущий, исходя из задачи клиента, может добавлять к образу заместителей для других элементов системы (родственников), предлагать заместителям произносить различные фразы по отношению к другим, менять порядок и расположение заместителей.

Работа с одним клиентом занимает порядка одного часа.

Целью работы является найти благоприятный образ-решение для клиента.

Образ, который позволит ему по новому видеть что-то в прежних отношениях, почувствовать новые положительные эмоции, вместо негативных, поможет понять что-то для себя и приобрести уважение к прошлому. И освободит свободное течение ЛЮБВИ.

 

 
 
 
 
 

 

Туловский Иван Сергеевич

Выпускник Института Консультирования и Системных Решений (ИКСР).

Базовое образование - техническое (н/в).

Связаться со мной:

ivant_p@inbox.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Поиск решений начинается тогда, когда наступает подходящий момент."

Б.Хеллингер